Школа-интернат №18
г. Кисловодск Ставропольского края
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

       ИПРА - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (статья 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

       В главе 3, в статье 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" даны понятия реабилитации и абилитации ребенка – инвалида».

       Реабилитация, также как и абилитация - это система лечебно-педагогических мероприятий.

     Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

      Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

       Термин абилитация был введен законодательство РФ с 01 января 2016 года.

       Таким образом, в сфере образования нас в большей мере будет касаться именно абилитация детей-инвалидов.

       Говоря о нормативно – правовой базе организации деятельности ИПРА можно выделить несколько основных документов:

    -  Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2015 года   № 528-н «Об утверждении Порядка разработки и реализации ИПРА инвалида, ИПРА ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»

    -  Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 24.12.2015 № 667-д «Об организации работы по реализации индивидуальной программы реабилитации абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями МСЭ на территории Свердловской области, возложенных на орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере образования»

    - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)»

      Для того, чтобы гарантировать обеспечение необходимой помощи каждому ребенку-инвалиду, чтобы ни один из них не выпал из поля зрения соответствующих потребностям ребенка-инвалида структур, с 01.01.2016 года вступил в силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.10.2015 № 723 - н, который утверждает формы и порядок предоставления информации об исполнении мероприятий, предписанных индивидуальной программой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида.

       Это значит, что теперь при прохождении ребенком медико-социальной экспертизы (МСЭ) и установлении ему статуса «ребенок-инвалид» составляется Индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (ИПРА), предписывающая обеспечение ему необходимых мероприятий.

       Приказом Минтруда России № 528-н от 31 июля 2015 г. утвержден новый порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ).

       Новая форма ИПРА предусматривает комплекс мер по реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в разных сферах деятельности:

        • Мероприятия медицинской реабилитации или абилитации;
        • Мероприятия психолого – педагогической реабилитации или абилитации;
        • Мероприятия профессиональной реабилитации или абилитации;
        • Мероприятия социальной реабилитации или абилитации;
        • Физкультурно – оздоровительные мероприятия, занятия спортом;
        • Технические средства реабилитации;

        В сфере образования наша задача - это психолого-педагогическая реабилитация и абилитация ребенка-инвалида.

      Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно – правовых форм и форм собственности.

       Однако для самого инвалида ИПР имеет рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.

      Отказ инвалида от индивидуальной программы реабилитации или абилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно- правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

       Целью реализации ИПРА является создание условий для оптимального развития, качественного обучения, успешной интеграции в социуме ребенка.

       ИПРА должна решать задачи следующего характера:

    • предупреждение возникновения проблем развития ребенка- инвалида;

    • помощь (содействие) ребенку-инвалиду в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

    • развитие психолого-педагогической компетентности ребенка-инвалида в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;

    • защита прав и интересов воспитанников и обучающихся;

    • обеспечение безопасных и комфортных условий развития и обучения, поддержки в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем.

       Организация деятельности по психолого-педагогической реабилитации или абилитации:

    1. ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клиникофункциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается на 1 год, 2 года или до достижения возраста 18 лет.
    2. Срок исполнения мероприятий не должен превышать срока действия ИПРА. В случае, если срок действия ИПРА ребенка-инвалида до достижения возраста 18 лет, план мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА ребёнка-инвалида разрабатывается на весь период обучения в образовательной организации и корректируется в соответствии с результатами достижения ребенка-инвалида, передается в иную образовательную организацию вместе с выпиской из ИПРА.
      3.  При определении задач по психолого-педагогической реабилитации или абилитации конкретного ребенка-инвалида необходимо учитывать         индивидуальную ситуацию развития (структуру дефекта, возраст (класс), индивидуальные особенности ребенка, место, занимаемое ребенком в системе взаимоотношений в группе, классе, уровень развития адаптивных способностей и др.). Содержание его психолого-педагогической реабилитации или абилитации должно быть соотнесено с основными направлениями психолого-педагогической реабилитации, прописанными специалистами бюро медико-социальной экспертизы в ИПРА.

    Адаптивные программы дополнительного образования, секции и кружки

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике